понеділок, 13 січня 2020 р.

Энтони Троллоп "Смотритель". Глава 11



Ифигения


Когда в ту ночь Элеонор положила голову на подушку, её мысли были заняты поисками какого-либо плана, с помощью которого она могла бы спасти отца от его бед; и в своём чистосердечном порыве она решила прибегнуть к самопожертвованию. Разве не так же послужила Агамемнону его Ифигения? Она будет умолять Джона Болда отступиться от затеянного; она объяснит ему печали своего отца, жестокое горе его положения; она расскажет ему, что её отец умрёт, если его в таком свете выставят на публику и предадут незаслуженному позору; она призовёт к его старым дружеским чувствам, его щедрости, его мужеству, его жалости; если понадобится, она упадёт перед ним на колени ради своей просьбы; но прежде чем, она сделает это, она должна отвергнуть мысли о своей любви. Не может она возложить её бремя на это дело. Она может обратиться к его жалости и его щедрости; но в чистоте своей, до сих пор не востребованной, она не могла воззвать к его любви, и соответственно не могла бы позволить ему сделать это. Конечно, он тоже откроется после такого соблазна; это было ожидаемо; между ними было уже достаточно, чтобы предполагать такую возможность; но также было очевидно, что он должен быть отвергнут. Было бы невозможным дать ему понять понять: "Освободи моего отца и я буду наградой". В этом не будет никакой жертвы... не так дочь Иеффая спасла своего отца... не так могла она показать самому доброму и дорогому из родителей, как много она могла вынести ради его блага. Нет, всей душой она должна посвятить себя своей решительности; и так настроившись, она почувствовала что могла бы обратиться со своей величайшей просьбой к Болду с такой же уверенностью в себе, как если бы обратилась к его дедушке.

А теперь я должен признаться, что опасаюсь за мою героиню, совсем не за результат её миссии... за это я не боюсь ни капельки, так как относительно полного успеха её великодушной миссии, и конечного результата такого проекта, никто, знакомый с человеческой натурой и романами, не мог бы сомневаться; но относительно симпатий, которые она могла бы получить от представительниц её пола. Девушки моложе двадцати лет и пожилые леди после шестидесяти отдадут ей должное; ибо женское сердце заново открыто для молодых паростков милой романтики спустя года, и вновь бьёт ключом в своей чистоте, словно в ранние годы, и сильно освежает путь, клонящийся к могиле. Но могу с уверенностью сказать, что большинство женщин между этими двумя эрами не одобрит план Элеонор. Боюсь, что незамужние леди тридцати пяти лет провозгласили бы, что такой абсурдный план невозможно воплотить; что молодые леди, опускаясь на колени перед своими возлюбленными, обречены на поцелуй, и что они не поставили бы себя в такое положение, не ожидая этого; что Элеонор идёт к Болду только потому, что обстоятельства не позволяют ему прийти к ней; что она определённо маленькая дурочка, или маленькая интриганка, но что вероятнее всего она гораздо больше заботится о себе, чем о своём отце.

Дорогие леди, вы абсолютно правы в оценке обстоятельств, но очень неправы в отношении характера мисс Хардинг. Мисс Хардинг была гораздо моложе вас, и поэтому не могла знать так же, как вы, каким опасностям такая встреча может её подвергнуть. Её могут поцеловать; полагаю, что это очень вероятно; но я могу дать слово и уверить вас, что малейшая мысль о такой катастрофе не приходила ей в голову, когда она принимала важное решение, о котором только что было поведано.

Затем она уснула; и проснулась посвежевшей; и встретила отца нежнейшими объятьями и любящими улыбками; и вообще их завтрак не был ни в коей степени таким скорбным как ужин за день до того; и затем, пробормотав какое-то извинение своему отцу за то, что так скоро оставляет его, она приступила к осуществлению своего задума. Она знала, что Джон Болд был в Лондоне, и что таким образом сцена не могла быть разыграна сегодня; но она также знала, что он вскоре будет дома, возможно на следующий день, и необходимо было договориться о небольшом плане с его сестрой Мери. Когда она добралась до его дома, она зашла, как всегда, в утреннюю гостиную, и опешила, обнаружив по трости, пальто, разным коробкам, лежащим повсюду, что Болд, должно быть, уже вернулся.

- Джон вернулся домой так неожиданно, - сказала Мери, входя в комнату, - он ехал всю ночь.

- Тогда я зайду снова через некоторое время, - сказала Элеонор, внезапно испугавшись и намереваясь протрубить отступление.

- Он сейчас вышел, и будет отсутствовать ближайшие два часа, - сказала Мери, -
он с этим ужасным Финнеем; он приехал только ради встречи с ним, и уедет почтовым поездом этим же вечером.

"Уедет почтовым поездом сегодня вечером", - подумала Элеонор про себя, стремясь собрать свою смелость... "снова уедет вечером... значит надо решиться сейчас или никогда"; и она снова села, уже успев встать, чтобы уйти. Она хотела бы отстрочить своё тяжкое испытание: убедив себя в необходимости совершить этот поступок, она ещё не подготовилась совершить его в этот же день; и сейчас пребывала в смятении, растерянности и затруднении.

- Мери, - начала она, - мне надо увидеться с твоим братом до его отъезда.

- О да, конечно, - ответила та, - я знаю, что ему будет приятно встретиться с тобой, - и она отнеслась к этому непринуждённо, но была не менее удивлена; ибо Мери и Элеонор днями напролёт говорили о Джоне Болде и его поведении, о его любви, и Мери настаивала на том, чтобы звать Элеонор сестрой, и бранила её за то, что она не звала Болда по имени; и Элеонор почти призналась в своей любви, но как и любая скромная девушка противилась таким фамильярностям даже в отношении имени возлюбленного; и так они говорили часами, и Мери Болд, будучи намного старше, нетерпеливо ждала со счастливой уверенностью того дня, когда Элеонор не будет стыдиться называть её своей сестрой. Однако, она была абсолютно уверена, что прямо сейчас Элеонор вероятнее будет избегать её брата, чем искать с ним встреч.

- Мери, мне необходимо увидеться с твоим братом, сейчас, сегодня, и попросить об огромном одолжении, - говорила она с серьёзным видом, совсем ей не свойственным; и затем она продолжила, и раскрыла своей подруге весь свой план, её обдуманную конструкцию по спасению отца от горестей, которые по её словам в случае продолжения сведут его в могилу. - Но, Мери, - продолжала она, - знаешь, тебе стоит сейчас прекратить эти шуточки обо мне и мистере Болде; не стоит больше такого говорить; мне не стыдно просить об этом одолжении у твоего брата, но когда я это сделаю, между нами уже ничего не будет возможно, - и это она сказала с серьёзным и решительным видом, вполне достойным дочери Иеффая или Ифигении.

Было вполне очевидно, что Мери Болд не поняла объяснения. То, что Элеонор Хардинг воззовёт к лучшим чувствам Болда ради своего отца выглядело для Мери вполне естественным; казалось понятным, что он будет вынужден уступить, побеждённый дочерними слезами и такой красотой; но по её мнению также было равно вероятно, что после того, как Джон уступит, он обнимет свою возлюбленную и скажет: "А теперь, устроив всё, давай будем мужем и женой, ко всеобщему благополучию!" Почему бы его добросердечности не быть вознаграждённой, когда такая награда не станет потерей для кого-либо, Мери, у которой было больше благоразумности, чем романтики, не могла понять; и она поделилась этими мыслями.

Однако, Элеонор стояла на своём, и выступила вполне красноречиво в поддержку своего мнения: она по её словам не могла бы снизойти до того, чтобы просить о таком одолжении на каких-либо иных условиях, кроме своих. Мери, возможно, могла бы считать её зазнавшейся, но у неё было своё мнение, и она не смогла бы согласиться пожертвовать своим самоуважением.

- Но я же уверена, что ты его любишь, разве не так? - вопрошала Мери, - и уверена, что он любит тебя больше всего на свете.

Элеонор готовилась сказать что-то, но её глаза наполнились слезами, и она не смогла; она притворилась, что сморкается, и прошла к окну, и внутренне призвала всё своё мужество, и восстановив некоторую твёрдость, сказала нравоучительно:
- Мери, не говори ерунды.

- Но ты же его любишь, - сказала Мери, подойдя к окну вслед за подругой, и теперь говорила, обняв её за талию. - Ты любишь его всем серцем, ты же знаешь; я противлюсь тому, что ты это отрицаешь.

- Я... - начала Элеонор, резко поворачиваясь, чтобы возразить; но приготовленная ложь застряла в горле, и так и не прозвучала. Она не могла отрицать свою любовь, и потому разразилась слезами, и прижалась к груди своей подруги, и всхлипывала, и возражала, что любовь не имеет значения после её решения, и назвала Мери тысячу раз самой жестокой девушкой, и призвала её поклясться сотней клятв хранить секрет, и закончила тем, что девушка, которая предаст свою подругу, даже брату, будет таким же чёрным предателем как стражник, открывший городские ворота врагу. Пока они всё ещё обсуждали этот вопрос, вернулся Болд, и Элеонор предстала перед неожиданным выбором: она должна была либо осуществить, либо отказаться от своего плана; и проскользнув в спальню своей подруги в то время, когда джентльмен закрывал входную дверь, она вытирала следы слёз с глаз, и решила для себя, что пройдёт через испытание.
- Скажи ему, что я здесь, - сказала она. - и я сейчас приду, и помни, делай, что хочешь, но не оставляй нас одних. - И Мери сообщила брату, немного помрачнев, что мисс Хардинг была в соседней комнате, и собирается поговорить с ним.

Элеонор определённо думала больше о своём отце, чем о себе, поправляя волосы перед зеркалом, и скрывая следы слёз с лица; и всё же, будет несправедливо с моей стороны сказать, что она не волновалась о том, чтобы хорошо выглядеть перед своим возлюбленным: иначе зачем бы она столь усердно расправлялась с этим упрямым локоном, который сопротивлялся ей, и приглаживала растрёпанные ленты так старательно? Зачем бы она промывала глаза, чтобы скрыть красноту, и покусывала свои привлекательные губки, чтобы придать им больше яркости? Конечно, она желала выглядеть как можно лучше, ибо она была всего лишь смертным ангелом. Но даже будь она бессмертной, впорхни она в гостиную на крыльях херувима, у неё бы не было более верного сердца, или более справедливого желания спасти своего отца любой ценой.

Джон Болд не встречался с ней с тех пор, как она обиженно оставила его в церковном приходе. С тех пор всё его время было загружено развитием тяжбы против её отца, и не безуспешно. Он часто думал о ней, и проворачивал в уме тысячи возможностей показать ей, как беспристрастна была его любовь. Он напишет ей, упрашивая не позволять исполнению общественного долга испортить его высокое мнение о ней; он напишет мистеру Хардингу, объясняя все свои взгляды, и гордо прося руки его дочери, настаивая, что независимо от обстоятельств, возникших между ними, нет никаких препон для старой дружбы, либо более близкой связи; он бросится на колени перед своей повелительницей; он подождёт и женится на дочери, когда отец утратит и дом, и доход; он бросит свою тяжбу и уедет в Австралию, конечно, с ней, оставив "Юпитеру" и мистеру Финнею заканчивать это дело. Порой просыпаясь утром в горячке и нетерпении, он хотел пустить пулю в лоб и покончить со всеми тревогами... но эта идея, как правило, приходила лишь после серьёзного ужина в компании Тома Тауерса.

Какой прекрасной возникла Элеонор перед ним, медленно вплывая в комнату! Не зря были предприняты все те мелкие старания. Хотя её сестра, жена архидьякона, слегка намекала на её шарм, Элеонор справедливо можно было назвать красавицей. Её лицо не было беспристрастным, напоминающим красоту мраморного бюста; правильные черты, идеальные в каждой линии, подчиняющиеся правилам симметрии, также приятны и незнакомцу, и другу; неизменные, разве что в болезни, или под влиянием возраста. Её красота не была пугающе превосходной, она не обладала жемчужной белизной, или сияющим цветом лица. У неё не было чарующего профиля, который привлекает внимание, требует постоянного восторга и затем разочаровывает холодностью манер. Вы могли бы пройти мимо Элеонор Хардинг на улице, не заметив, но вы вряд ли могли провести с ней вечер и не отдать ей сердце.

Она никогда не казалась своему возлюбленному более привлекательной, чем сейчас. Её лицо было оживлённым, хотя и серьёзным, и её огромные тёмные блестящие глаза сияли нетерпеливой энергией; её рука дрожала, когда она взяла его руку, и она едва могла произнести его имя, когда обратилась к нему. Болд всем сердцем хотел, чтобы австралийский план уже начал реализовываться, и чтобы он с Элеонор уехали вместе, и никогда больше не услышали ничего о тяжбе.

Он заговорил, справился о её здоровье... сказал что-то о том, как всё в Лондоне глупо, и о том, как всё прекрасно в Барчестере; объявил, что погода очень теплая, и затем справился о мистере Хардинге.

- Мой отец не очень хорошо себя чувствует, - сказала Элеонор.

Джону Болду было очень жаль, так жаль: он надеялся, что ничего серьёзного, и натянул невообразимо печальное выражение лица, которое люди используют в таких случаях.

- Именно о моём отце я и хочу поговорить с вами, мистер Болд; на самом деле, я сейчас здесь именно с этой целью. Папа очень несчастлив, правда, очень несчастлив из-за этого дела касательно госпиталя: вы бы пожалели его, мистер Болд, если бы увидели, каким подавленным он стал.

- О, мисс Хардинг!

- Правда пожалели бы... кто угодно пожалел бы его; но друг, старый друг как вы... уж точно. Он очень изменился; его весёлость ушла, и его благодушное настроение, и приятные счастливые нотки в голосе; вы с трудом узнали бы его, если увидели, мистер Болд, так он изменился; и... и... если так продолжится, он умрёт.

Тут Элеонор достала свой платок, и так же поступили её слушатели; но она собралась с силами, и продолжила свой рассказ.
- Его сердце будет разбито, и он умрёт. Я уверена, мистер Болд, не вы написали те жестокие слова в газете... - Джон Болд рьяно запротестовал, что не он, но сердце мучило его из-за его близкого союза с Томом Тауерсом.

Нет, уверена, что так не было; и папа ни минуты так не думал; вы бы не были так жестоки... но это едва не убило его. Папа не может вынести, что люди будут так о нём говорить, и что все услышат, что о нём так говорят: его назвали корыстным, и нечестным, и сказали, что он обворовывает стариков, и берёт себе деньги госпиталя, ничего не делая.

- Я никогда так не говорил, мисс Хардинг, я...

- Нет, - продолжала Элеонор, перебивая его, ибо она была теперь полностью на волне своего красноречия, - нет, уверена, что вы не говорили; но другие так сказали; и если так продолжится, если такое напишут снова, это убьёт папу. Ох! Мистер Болд, если бы вы только знали, в каком он состоянии! Папа совсем не волнуется о деньгах.

Обое её слушателей, сестра и брат, согласились с этим, и сказали, что по их мнению никто не был менее пристрастен к развращению материальными благами, чем смотритель.

- Ох! Как приятно, что вы так говорите, Мери, и вы тоже, мистер Болд. Я не смогла бы пережить, если бы люди говорили так несправедливо о папе. Знаете, ведь он оставил бы госпиталь совсем, но он не может. Архидьякон говорит, что это будет трусливо, и что он бросит свой долг, и нанесёт вред церкви. Что бы ни случилось, папа так не поступит: он охотно оставил бы своё место завтра, и оставил бы дом, и доход, и всё если бы архидьякон...

Элеонор собиралась сказать "позволил бы", - но остановилась перед тем, как поставить под сомнение достоинство своего отца; и глубоко вздохнув, добавила:
- Ох, как бы я хотела, чтобы он это сделал.

- Никто из тех, кто знает мистера Хардинга, никогда бы не обвинил его, - сказал Болд.
- Но это он должен нести наказание; и он подвергается страданиям, - сказала Элеонор, - и почему? Что плохого он сделал? Чем он заслужил такую травлю? Он, кто ни разу не подумал недобрую мысль за всю свою жизнь, он, кто никогда не сказал недоброго слова! - и тут она не выдержала, и тяжелые рыдания прервали её речь.

Болд пятый или шестой раз, объявил, что ни он, ни кто-либо из его друзей ни в чём не обвинял лично мистера Хардинга.

- Почему же тогда он подвергается гонениям? - бросила Элеонор сквозь слёзы, забывая в своей страсти, что намеревалась быть скромной просительницей перед Джоном Болдом. - Почему его выделили для презрения и позора? Почему его сделали таким несчастным? Ох! Мистер Болд, - и она повернулась к нему, как будто наступило время становиться на колени. - Ох! Мистер Болд, зачем вы начали всё это? Вы, кого мы так... так... ценили!

Говоря по правде, наказание реформатора определённо настигло, ибо его нынешнее бедственное положение не было завидным; он ничего не мог возразить, разве что банальности об общественном долге, что ни в коем случае не стоило того, чтобы повторяться, и вновь заявил о своей высокой оценке характера мистера Хардинга. Он определённо был в очень тяжёлом положении: зайди к нему любой джентльмен по поводу мистера Хардинга, он, конечно, мог бы отказаться говорить на эту тему; но как он мог сделать это с красивой девушкой, с дочкой человека, которому он нанёс обиду, со своей любимой?

Между тем Элеонор пришла в себя, и собрала вновь свою энергию.
- Мистер Болд, - сказала она, - я пришла сюда, чтобы умолять вас оставить эту тяжбу. - Он встал со своего стула, и выглядел чрезмерно взволнованным. - Умолять вас прекратить её, умолять вас уберечь моего отца, уберечь и его жизнь, и его рассудок, ибо одно из двух будет утрачено, если это будет продолжаться. Я знаю как много прошу, и как мало прав у меня просить что-либо; но я надеюсь, что вы прислушаетесь ко мне, ибо это для моего отца. Ох, мистер Болд, прошу, прошу сделайте это для нас... прошу вас, не доводите до безумия человека, который так вас любил.

Она не опустилась перед ним на колени, но последовала за ним, когда он встал со своего стула, и положила свои мягкие руки умоляюще на его руку. Ах! В любое другое время каким невероятно ценным было бы это прикосновение! Но теперь он был безутешен, потрясён и лишён мужества. Что мог он ответить своей прекрасной просительнице; как мог он объяснить, что дело уже, вероятно, вне его контроля; как сказать ей, что он не мог обуздать шторм, который поднял?

- Правда, правда, Джон, ты не можешь ей отказать, - сказала его сестра.

- Я отдал бы ей душу, - сказал он, - если бы она могла послужить ей.
- Ох, мистер Болд, - сказала Элеонор, - не говорите так; я ничего не прошу для себя, а то, что я прошу для отца, не может повредить вам, если вы это дадите.

- Я отдал бы ей мою душу, если бы она ей понадобилась, - сказал Болд, всё ещё обращаясь к своей сестре, - всё, что у меня есть, принадлежит ей, если она это примет; мой дом, моё сердце, весь я; каждый мой вздох для неё; её улыбки приятней мне, чем солнце, и когда я вижу её печаль как сейчас, каждая клеточка моего тела страдает. Никто не мог бы её любить сильнее, чем я.

- Нет, нет, нет, - прервала Элеонор, - не может быть и разговора о любви между нами. Защитите ли вы моего отца от зла, которое вы ему принесли?

- Ох, Элеонор, я всё сделаю; дайте мне сказать вам, как я люблю вас!

- Нет, нет, нет! - она почти кричала. - Это так бесчеловечно, мистер Болд. Дадите ли вы, дадите ли вы моему отцу умереть спокойно в своём тихом доме? - и схватив его за руки, она последовала за ним через комнату к двери. - Я не уйду, пока вы не пообещаете мне; я пристану к вам на улице; я брошусь перед вами на колени на людях. Вы должны мне это пообещать, обещайте же мне... - и она цепко схватила его, и повторяла своё решение с истеричной страстью.

- Поговори же с ней, Джон; ответь ей, - сказала Мери, озадаченная неожиданной горячностью манер Элеонор, - ты не можешь быть так жесток, чтобы отказать ей.

- Обещайте мне, обещайте, - сказала Элеонор, - скажите, что мой отец в безопасности... одного слова достаточно. Я знаю, как вы верны своему слову; скажите только слово, и я оставлю вас.

Она всё ещё держала его, и нетерпеливо вглядывалась в его лицо, её волосы взъерошились, а глаза покраснели. Она совсем не думала теперь о себе, и её не заботило, как она выглядит; и в то же время он думал, что никогда не видел её такой милой; он удивлялся как она похорошела, и едва мог поверить, что это она, кого он отважился полюбить.
- Обещайте мне, - сказала она, - я не оставлю вас, пока вы не пообещаете.

- Обещаю, - сказал он наконец, - обещаю... всё, что я могу сделать, я сделаю.

- Тогда пусть бог всемогущий благословит вас навсегда! - сказала Элеонор, и упала на колени, уронив лицо в подол Мери, она заплакала и зарыдала как ребёнок: её мужество помогло ей справиться с поставленной задачей, но теперь она была совсем опустошена.

Через некоторое время она немного пришла в себя, и поднялась, чтобы пойти, и ушла бы, если бы Болд не заставил её понять, что ему необходимо объяснить ей, насколько в его силах было покончить с судопроизводством, которое было начато против мистера Хардинга. Если бы он говорил на любую другую тему, она бы ушла, но это она должна была выслушать; и теперь началась опасность её положения. Пока она играла активную роль в сцене, пока она цеплялась за него как просительница, ей было легко отвергать предложенную им любовь, и отбрасывать от себя его заботливые слова; но теперь... когда он уступил, и говорил с ней спокойно и доброжелательно о благополучии её отца, ей было очень сложно так поступить. Тогда ей помогла Мери Болд; но теперь она была полностью на стороне своего брата. Мери немного говорила, но каждое её слово имело прямое и убийственное направление. Первое, что она сделала - освободила место для брата между собой и Элеонор на софе: ибо софа была достаточно велика для троих, Элеонор не могла воспротивиться, также и не могла вызвать подозрение, сев на другое место; но она чувствовала, что это не очень добрый поступок. А потом Мери говорила так, как будто они трое были объединены вместе какой-то тесной особенной связью; как будто они в будущем хотели всегда вместе желать, вместе планировать, вместе действовать; и Элеонор не могла этому возразить; она не могла произнести другую речь и сказать: "Мистер Болд и я — чужие друг другу, Мери, и всегда такими останемся!"

Он объяснил ей, что хотя тяжба против госпиталя была начата им одним, многие теперь заинтересовались этим вопросом, и некоторые из них были гораздо более влиятельны; однако, именно к нему поверенные обращались за инструкциями о своих действиях, и, что более важно, за оплатой своих услуг; и он пообещал, что он сразу же сообщит им, что намеревается оставить это дело. Он сказал, что активных шагов вероятно не последует после того, как он выйдет из дела, хотя возможно, что впоследствии какое-то предположение может быть сделано относительно госпиталя в ежедневнике "Юпитер". Он пообещал, однако, что направит всё возможное влияние, чтобы предотвратить любые дальнейшие намёки в отношении мистера Хардинга. Потом он предложил, что на следующий день поедет сам к доктору Грантли, и сообщит ему об изменении своих намерений по этому делу, и учитывая это, он отменит своё немедленное возвращение в Лондон.

Всё это было очень приятно, и Элеонор по настоящему наслаждалась в некотором роде триумфом, чувствуя, что достигла цели, которой намеревалась, своей беседой; но роль Ифигении всё ещё не была сыграна до конца. Боги услышали её молитвы, удовлетворили желание, и разве не ожидали они обещанной жертвы? Элеонор не была той, кто бы охотно их обманул; и, как только это было удобно, она поднялась за своей шляпкой.

- Вы так скоро уходите? - сказал Болд, который полчаса назад отдал бы сто фунтов, чтобы сам он всё ещё находился в Лондоне, а она в Барчестере.

- О, да!, - сказала она, - я так вам обязана; папа будет считать, что это очень мило с вашей стороны. - Она не вполне оценивала все чувства своего отца. - Конечно, я должна всё ему рассказать, и я скажу, что вы увидитесь с архидьяконом.

- Но не мог бы я сам сказать пару слов от себя? - сказал Болд.

- Я принесу тебе твою шляпку, Элеонор, - сказала Мери, сделав движение, чтобы оставить комнату.

- Мери, Мери, - сказала она, поднимаясь и хватая её за платье, - не уходи, я сама возьму шляпку. - Но Мери, предательница, быстро была уже у двери, и не позволила ей убежать. Бедная Ифигения!

И с пылкой и страстной любовью Джон Болд излил свои чувства, обещая, как это пристало мужчинам, немного правдивого и много ложного; и Элеонор повторяла "нет, нет, нет" со всеми оттенками горячности, которая незадолго до этого так подействовала, но теперь, конечно, её сила уже ушла. Не будь она так горяча, её горячность не была бы вознаграждена; все её нет-нет-неты были встречены ответными утверждениями, и наконец преодолены. Земля была выбита у неё из под ног, где только можно. Её заставили сказать, будет ли возражать её отец; есть ли у неё самой какие-либо возражения (возражения! Да поможет бог бедной девочке! Эти слова почти заставили её броситься в его объятья); другие симпатии (это она громко отвергла); было ли невозможным, что она полюбит его (Элеонор не могла бы сказать, что это было невозможно): и так наконец вся её защита пала, все её девичьи преграды отметены, она сдалась, или скорее отвела войска согласно военным законам, несомненно потерпела поражение, очевидно сдалась, но не должна была это признать.

И таким образом алтарь на берегу современной Авлиды обошёлся без жертвы.


© Перевод с англ. Саглык С.В., Киев, 2020.

Немає коментарів:

Дописати коментар